OXU
Книжка на миллион

На следующей неделе в очередной раз будет вручена Нобелевская премия по литературе. Опираясь на мнение букмекерской конторы «Лэдброукс», «Сноб» рассказывает о наиболее вероятных победителях и помогает Нобелевскому комитету подобрать формулировку для награждения лауреата

За сто с лишним лет истории премией много раз награждали посредственных писателей (какой смысл перечислять фамилии, если их никто не помнит?), а еще чаще обходили стороной писателей очень больших или великих (Толстой, Чехов, Генри Джеймс, Набоков, Кафка, Пруст, Джойс, Фаулз, Апдайк, Борхес, далее везде). Обходили, следуя букве завещания Альфреда Нобеля, в котором говорится, что лауреат в своих работах должен демонстрировать «идеалистическую направленность», короче — сеять разумное и вечное. Гумберт Гумберт, Фродо и женщина французского лейтенанта высокое жюри не удовлетворили. Несмотря на это — и на появление в последние годы множества вполне престижных литпремий вроде «Международного Букера» или премии Франца Кафки, Нобелевка остается главной литературной наградой мира.


Ежегодно на Нобеля по литературе номинируется несколько сотен человек; многие годами ходят в кандидатах (а датский поэт Йоханнес Йенсен выдвигался на нее 20 раз!). Так что, если писатель был или будет «кандидатом», само по себе это ни о чем не говорит. Чтобы заработать денег и развлечь читающую публику, английская букмекерская фирма «Лэдброукс» каждый год открывает тотализатор «Нобелевская премия по литературе». И каждый год претенденты на медаль с портретом Альфреда Нобеля делятся на две практически равные группы.

В первую входят все более или менее заметные персонажи литературной жизни последних десятилетий — популярные во всем мире авторы, которые с большой вероятностью были или будут экранизированы и уже успели собрать внушительный урожай литературных премий. Нобелевка для них — подтверждение читательской любви, закрепление статуса.

Вторая группа — писатели, известные прежде всего у себя на родине и в кругу профессиональных литературоведов. Их мастерство не подтверждено любовью широкого читателя, но они давно привыкли к такому положению дел. Достаточно серьезный денежный эквивалент премии — несколько больше миллиона долларов — для них, кто знает, может быть не менее важен, чем престиж и всемирная слава.

Мы решили изучить мнение «Лэдброукс» и заодно помочь Нобелевскому комитету, предоставив возможные формулировки для присуждения награды тому или иному автору.

Известные


Харуки Мураками (Япония, р. 1949)

Коэффициент: 3/1 (вы ставите 1 AZN — и получаете рубль назад плюс 3 AZN сверху в случае его победы)

Формулировка: «За поэтизацию овец, ушей и одиночества»

В 2012 Харуки Мураками исполнилось 63, но по меркам Нобелевской премии по литературе его можно считать юношей. Средний возраст ее обладателей за последние несколько десятков лет стремится к 70. Несмотря на это, Мураками — явный фаворит нынешнего года. Если премия действительно достанется ему, Нобелевский комитет продолжит в общем неплохую традицию последних лет: вслед за Орханом Памуком и Марио Варгасом Льосой лауреатом станет писатель, чьи книги действительно интересно читать.

ГЛАВНЫЕ КНИГИ: «Охота на овец» (1982), «Хроники заводной птицы» (1995)


Боб Дилан (США, р. 1941)

Коэффициент: 10/1

Формулировка: «За все хорошее против всего плохого»

Наверное, Боб Дилан — самый известный кандидат в этом списке, что не делает его появление здесь более понятным. То есть, наоборот, все понятно: легенда, национальное достояние, все такое. Но почему в таком случае не Пол Маккартни? Леонард Коэн?

ГЛАВНЫЕ КНИГИ: тут дело явно не в книгах


Филип Рот (США, р. 1933)

Коэффициент: 16/1

Формулировка: «За изображение внутреннего мира еврея-интеллектуала с плохим характером»

Рот будет фигурировать в списках кандидатов каждый год до тех пор, пока не выиграет премию или не умрет. В прошлом году он стал четвертым лауреатом новой престижной премии, «Международного Букера», после чего одна из трех членов жюри со скандалом покинула свой пост и объявила, что Рот пишет хорошо, но только о крайне узком наборе вещей. Например: смерть, секс, судьбы Америки, внутреннее устройство перчаточной фабрики, еврейские юноши, еврейские мамы, университетская жизнь, расизм. Действительно, как-то узко, правда?

ГЛАВНЫЕ КНИГИ: «Случай Портного» (1969), «Американская пастораль» (1997), «Людское клеймо» (2000)


Кормак Маккарти (США, р. 1933)

Коэффициент: 16/1

Формулировка: «За то, что он сумел завоевать сердце Опры Уинфри и таким образом познакомить миллионы ни о чем не подозревавших американцев с высокой литературой»

Возможно, Маккарти мог бы так и остаться автором тягучих, плотных, но в конечном счете прекрасных романов о ковбоях и индейцах, мог бы быть известным довольно широкому, но заведомо ограниченному кругу читателей. Но в один прекрасный день он написал постапокалиптический роман «Дорога», а одна из самых влиятельных женщин Америки и земного шара Опра Уинфри выбрала «Дорогу» для своего книжного клуба — и добавила стареющему ковбою миллион-другой читателей. Еще столько же, наверняка, открыли этого писателя после одноименного фильма с Вигго Мортенсеном в главной роли и ленты братьев Коэнов «Старикам здесь не место».

ГЛАВНЫЕ КНИГИ: «Кровавый меридиан» (1985), «Кони, кони...»  (1992), «Старикам здесь не место» (2005), «Дорога» (2006)


Том Стоппард (Великобритания, р. 1937)

Коэффициент: 16/1

Формулировка: «За гуманитарную помощь народу России, который с его подачи заинтересовался своей историей»

В отсутствие хоть сколько-нибудь серьезных претендентов из России, все, кто болеет за русскую культуру, должны болеть за британца чешского происхождения Тома Стоппарда, автор уже классических пьес «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и «Аркадия». Десять лет назад крупнейший драматург современности опубликовал трилогию пьес о России под общим названием «Берег утопии». Внезапно Герцен, Белинский, Тургенев превратились из двухмерных персонажей учебников русской литературы в живых, ярких, сложных и очень обаятельных в своем идеализме на грани с наивностью людей. В 2007-м прошла премьера «Утопии» в Российском академическом молодежном театре. С тех пор уже пять лет десятичасовое представление собирает полные залы.

ГЛАВНЫЕ КНИГИ: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1966), «Аркадия» (1993), «Берег утопии» (2002)


Милан Кундера (Чехия/Франция, р. 1929)

Коэффициент: 16/1

Формулировка: «За эффективное использование сексуальной тематики в борьбе с коммунистической идеологией»

«Кундера — это быдло. Глупое чешское быдло», — зачем-то сказал Иосиф Бродский в одном из своих интервью. Кажется, такое презрение может вызывать только равный.

Чех Кундера написал свои самые известные книги уже после того, как покинул свою коммунистическую родину ради Франции и был лишен гражданства. Его визитная карточка — роман «Невыносимая легкость бытия», прекрасный по меньшей мере своим названием. Кундера предпочел не помещать радости и горести конкретных людей в контекст мрачной атмосферы Праги после разгрома Пражской весны, а поступить ровно наоборот: Томаш, Тереза, Сабина, Франц и собака Каренин здесь на первом плане, а второй, коммунистический план от этого выглядит еще более жалким. Писатель не выдержал разрыва с языковой средой: написанное почти четверть века назад «Бессмертие» — его последний «чешский» роман. Вскоре после этого Кундера начал писать по-французски, а последние 12 лет публикует только эссе.

ГЛАВНЫЕ КНИГИ: «Невыносимая легкость бытия» (1984), «Бессмертие» (1990)

 

Неизвестные


Китаец Мо Ян (коэффициент 8/1, он второй после Мураками) написал свой последний роман за 43 дня, причем вручную — 500 000 иероглифов на традиционной китайской писчей бумаге.

 


Голландец Сейс Нотебоом (12/1) пишет стихи, рассказы, романы и травелоги. 

 



Албанец Исмаил Кадаре (14/1) — возможно, самый известный из «неизвестных» — обладатель всех возможных литературных премий, включая учрежденного несколько лет назад «Международного Букера».

 


Сирийский поэт Адонис (красиво, правда? 14/1) в прошлом году был явным фаворитом, уступил шведскому поэту Тумасу Транстремеру, и теперь вряд ли дождется своего: два раза подряд в одну (поэтическую) воронку снаряд упадет едва ли.

 

Южнокорейский поэт Ко Ун (14/1) активно участвовал в демократическом движении в 1970-х и сидел в тюрьме — к сожалению для конкурентов, это явный плюс.

 


Пишущая на французском и живущая во Франции с 1980 года Ассия Джебар(настоящее имя Фатима Зохра Ималаен, 14/1) в своих романах говорит о «трудностях женщин с точки зрения феминистки».

 

 




И так далее, и так далее, и так далее, вниз по таблице букмекерской конторы — Томас Пинчон, Умберто Эко, Эдгар Доктороу, Иэн Макьюэн, Джулиан Барнс, Салман Рушди — вплоть до кандидатов с коэффициентами 100/1, среди которых есть и неизбывный Виктор Пелевин («за уникальный контракт, в соответствии с которым он уже много лет выдает по одной посредственной книге в год»).

Как показывает опыт последних лет, любой выбор Нобелевского комитета гарантированно не понравится огромному числу людей: слишком известный — слишком «не для всех», слишком англосакс — слишком экзотический, слишком мужчина — слишком женщина. Может быть, это и есть самый верный признак того, что комитет работает хорошо.


Илья Файбисович 


comments powered by Disqus
TARİX

Dördgünlük müharibə (Aprel Döyüşləri)
Hərbi əməliyyatlar zamanı Azərbaycan Silahlı Qüvvələrinin 88 hərbi qulluqçusu həlak olub, 1 Mi-24 helikopteri vurulub və 1 tank mina partlayışı zamanı sıradan çıxıb. ...


Haqqında Öyrənəcəyiniz Tarixi Məlumatlarla Sizi Heyrətə Salacaq Bir Bədən İncəsənəti: Döymə
Döymə insanları ən çox düşündürən və diqqətdə saxladığı sənət növlərindən biridir. Çoxumuz elə düşünməsək də döymə bir sənət növüdü...


İstəmədiyi halda 3 fərqli ölkə üçün döyüşən Koreyalı əsgər
Savaş hekayələri danışmaqla bitməz amma kimi danışılar unudular, kimi də təsirini davam etdirməyə davam edir. Bu xatirələrdə hər kəsin tək bir məqsədi vardır o da zəfər!...


Ikinci dünya müharibəsi zamanı oğurlanmış çox qiymətli sənət əsərləri
Ikinci dünya müharibəsi zamanında birçox məşhur sənət əsəri yoxa çıxdı və ya sənət əsərlərinin oğurluğu ilə məşğul olan dəstələr tərəfindən oğurlandı.Yoxa çıxan əsə...


İtaliya Müharibəsi (1551-1559)
İtaliya Müharibəsi və ya digər adıyla Habsburg-Valois Müharibəsi, 1551-1559-ci illər arasında baş vermiş bir müharibədir....



FOTO

 
HAQQIMIZDAREKLAMVAKANSİYALARİŞ BİRLİYİƏLAQƏYAZARLAR

Bizi Izləyin

 
 
©2012 - 2016 Marifia.com Bütün hüquqlar qorunur