ART
Самсон и Далила

Пьетро делла Веккья. «Самсон и Далила». Середина XVII века.

Москва, «Усадьба «Кусково».

 

Эта картина интересна еще и тем, что составлена из нескольких кусков. Наибольшая часть – авторская работа: примерно 2/3 холста. Хорошо просматривается на репродукции. Остальное дописано неизвестным художником предположительно в XVIII веке. Что стало  причиной подобного обращения с художественным произведением – неизвестно. Может, картина была повреждена. Или кто-то сначала аккуратно вырезал необходимый ему размерчик, дабы получившийся источник эстетического наслаждения поместился в виде декоративной вставки в соответствующий интерьер. Потом мебель устарела, интерьер сменился - и картину нарастили вновь…

Пьетро делла Веккья известен как подражатель старым мастерам (и неплохой  имитатор). Уже в то время к таковым относили титанов Возрождения и других художников XVI столетия. Предпочтения Веккьо довольно очевидны. Первый же взгляд на картину заставляет произнести: «Венеция. Веронезе». Причина - весьма красноречивое сочетание цветов. А то, как изображено небо - чуть зеленоватое, в легкой облачности –  характерно в первую очередь именно для великого венецианца. Так что колорит данной работы с полным правом можно считать веронезевским.

Что же касается сюжета, то он таков. Филистимлянка Далила, будучи любовницей непобедимого Самсона – главного врага филистимлян (бывает и такое),  вызнала от своего возлюбленного тайну его силы и непобедимости. Выяснилось, что она – в его волосах. А коли так, дело – за малым: дождаться, когда доверчивый любовник уснет и после этого пригласить соответствующий персонал для проведения необходимой операции, а именно: острижения Самсоновых кудрей. Именно этот захватывающий момент художник и изображает. И мы видим, как неразумно доверчив этот большой и сильный человек, преклонивший свою доверчивую голову к ногам возлюбленной. Как выясняется - коварной, как и все филистимляне. И кому после этого верить? Брутальности не занимать обоим, но ей – в особенности. Жест ее энергичен и властен. Да и сама она - словно одержимая. «Да, да, именно это… И поскорей…» - написано на лице, обращенном к соплеменнику с ножницами. Женская фигура преисполнена динамики, и даже ее туника раздувается ветром, будто наша героиня не в собственной спальне, а, по меньшей мере, на мостике боевого корабля, мчащегося навстречу грозному противнику. Какой порыв, какая страсть! И ведь упрекнуть-то ее особо не в чем. Да, предала своего любовника. Но чего не сделаешь ради счастья своего народа? Юдифь тоже отсекла голову Олоферну в порыве беспредельной  любви к соплеменникам. По странному стечению обстоятельств, тот бедолага тоже притомился от любовных утех и уснул. Как выяснилось – совершенно некстати.

И какова же мораль? Спать надо меньше? Или просто не обижать другой народ? Но если Олоферн был обезглавлен вполне заслуженно, ибо стоял во главе войска пришельцев-захватчиков, то про Самсона этого не скажешь. Ибо Далила представляла того самого  агрессора, которому самоотверженно противостоял наш герой. Значит, мораль здесь иная. И состоит она в том, что Самсон пожертвовал своим здоровьем  исключительно ради любви к женщине. Невзирая на ее родо-племенную принадлежность. И сделал это, как выясняется, совершенно напрасно. Ибо Далила того не стоила. Видимо, потому, что филистимлянка. Вон она какая, злая. И куда он только смотрел? Верно гласит поговорка: любовь - слепа. Нет, не выдерживает Самсон сравнения с Юдифью по части героизма. Слишком легкомыслен. Нельзя так. Надо посерьезнее. Как-никак, защитник Отечества, а такое себе позволяет… Нехорошо!

Кстати, во всей этой истории совсем  уж негожая роль, по воле художника, отводится Далиле. Впрочем, любовная связь всенародного любимца и коварной обольстительницы с самого начала не внушала доверия. И, как ни печально, виной случившемуся – несносный характер легендарного героя. А ведь его предупреждали… Но промашку свою он исправил. Едва волосы отросли - он всех врагов и уничтожил. Одним движением. Кстати, и себя не пожалел. Так что финал истории – очень достойный. Вот только про Далилу ничего более узнать не удалось. Говорят, сильно переживала…

Данный сюжет – один из наиболее любимых художниками всех времен, каждый из которых старался увидеть в любовных коллизиях представителей двух враждующих народов что-то свое. Далила становилась то несчастной жертвой, то героиней, то коварной злодейкой, то прелестной обольстительницей. Самсон в этом отношении от нее не отставал и выглядел всякий раз как-то по-новому. Но, по большому счету, к нему более ровное отношение – как к невинной жертве женского коварства. И женщины должны относиться к сему факту с пониманием.

История Самсона и Далилы поучительна во всех отношениях. Кстати, вывод из нее можно сделать практически любой. В этом и заключается, по всей видимости, народная мудрость… 


comments powered by Disqus
TARİX

Dördgünlük müharibə (Aprel Döyüşləri)
Hərbi əməliyyatlar zamanı Azərbaycan Silahlı Qüvvələrinin 88 hərbi qulluqçusu həlak olub, 1 Mi-24 helikopteri vurulub və 1 tank mina partlayışı zamanı sıradan çıxıb. ...


Haqqında Öyrənəcəyiniz Tarixi Məlumatlarla Sizi Heyrətə Salacaq Bir Bədən İncəsənəti: Döymə
Döymə insanları ən çox düşündürən və diqqətdə saxladığı sənət növlərindən biridir. Çoxumuz elə düşünməsək də döymə bir sənət növüdü...


İstəmədiyi halda 3 fərqli ölkə üçün döyüşən Koreyalı əsgər
Savaş hekayələri danışmaqla bitməz amma kimi danışılar unudular, kimi də təsirini davam etdirməyə davam edir. Bu xatirələrdə hər kəsin tək bir məqsədi vardır o da zəfər!...


Ikinci dünya müharibəsi zamanı oğurlanmış çox qiymətli sənət əsərləri
Ikinci dünya müharibəsi zamanında birçox məşhur sənət əsəri yoxa çıxdı və ya sənət əsərlərinin oğurluğu ilə məşğul olan dəstələr tərəfindən oğurlandı.Yoxa çıxan əsə...


İtaliya Müharibəsi (1551-1559)
İtaliya Müharibəsi və ya digər adıyla Habsburg-Valois Müharibəsi, 1551-1559-ci illər arasında baş vermiş bir müharibədir....



FOTO

 
HAQQIMIZDAREKLAMVAKANSİYALARİŞ BİRLİYİƏLAQƏYAZARLAR

Bizi Izləyin

 
 
©2012 - 2016 Marifia.com Bütün hüquqlar qorunur